Фантазия / Fantasia

Фантазия
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 13 Ноябрь 1940
Продолжительность: 02:05:00
Просмотрели: 316

Необычайный, поражающий воображение мультконцерт, небывалое ранее единение музыки и мультипликации. Дисней и знаменитый дирижер Леопольд Стоковски решили воспроизвести на экране фантазии, возникающие в сознании людей при прослушивании музыкальных шедевров.

Картина состоит из 8 классических композиций, проиллюстрированных сюжетными инсценировками и ритмичными абстракциями, предвосхищающими чудеса компьютерной графики.

Трейлер [Youtube]

В мультфильме была впервые применена система стереозвука «Dolby Stereo».

Мультфильм потерпел неудачу в прокате, поэтому намечавшееся продолжение «Фантазия-2» осталось незаконченным. Сюжет «Петя и Волк» по музыке Сергея Прокофьева (лично принесшего в студию Уолту Диснею партитуру) стал отдельным короткометражным мультфильмом.

 

 

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Когда строку диктует чувство...

Открывается занавес. Музыканты рассаживаются и начинают настраивать свои инструменты. Бубнит контрабас, слышен тонкий голос скрипки, неуверенный присвист флейты, треск, скрежет, звон, лязг, стук... Уже совсем скоро эти нестройные звуки обретут форму и превратятся в завывание ветра, топот копыт, плеск воды, хруст свежевыпавшего снега и шелест осенней листвы. Зазвучат взгляды и прикосновения, вы увидите рык дикого зверя и пение соловья... Это не концерт симфонической музыки и не экскурсия по картинной галерее, это первые секунды мультфильма «Фантазия» - самой необычной работы Уолта Диснея.

Что может быть проще и сложнее, чем пересказать всемирно известные произведения Чайковского, Шуберта, Бетховена языком движущегося рисунка? Красками вылить на бумагу возникшие перед внутренним взором образы и одновременно разрушить стены привычного и понятного. Хитрец Дисней начинает издалека и ведет зрителя извилистой тропой от абстракции через легенды и детские сказки к классическому кинематографу. Смычки скрипок превращаются то в струи дождя, то в нотный стан, испещренный загадочными знаками - черными, красными, золотистыми, то в ступени лестницы королевского дворца. Пятна и линии рисуют картину, где каждый увидит что-то свое - недаром даже музыка, выбранная для первого эпизода, имеет лишь «техническое» название, давая простор воображению слушателя. Это тоже своеобразная настройка инструмента - не стоит огорошивать зрителя сразу, стоит его немного подготовить, ведь каждый следующий музыкально-визуальный отрывок - это новая ступень в познании границ собственных возможностей представления и удивления.

Этот мультфильм можно описать одним словом - органичность. Как истинная красота кроется в лёгких несовершенствах, так в «Фантазии» сочетается несочетаемое и связывается на первый взгляд несвязываемое. Узнаваемый непоседливый мышонок примеряет на себя колпак чародея, тяжёлой поступью бредут навстречу собственной гибели динозавры под «Весну священную» Стравинского, со свистом летят в черную синь неба неупокоенные души грешников... Смешиваются жанры и эпохи, чувства и мысли. Из-за театрального занавеса выглядывает крокодил, подмигивает страус в пуантах - не волнуйся, дескать, это же всё понарошку, но уже в следующем эпизоде покажется процессия с горящими свечами и зазвучит бессмертная молитва. Странно, но кажется, что именно так и было задумано. Режиссёр добился своего - границы раздвигаются, расширяются, а порой и вовсе растворяются в смеси классической музыки и несерьёзного кино, и вот уже нет ничего естественней, чем антропоморфные орхидеи в «Русском танце» сюиты из «Щелкунчика» или нарочито мультяшный Бахус на единороге в «Пасторальной симфонии» Бетховена.

Классика подразумевает нечто образцовое, живущее во все времена. Сам того не осознавая с помощью музыки, уже ставшей таковой, и мультипликации, делающей свои первые шаги в искусстве кинематографии, Дисней создал зеркало, отражающее одновременно и прошлое, и настоящее и будущее, и чем старше становится лента, тем интереснее её смотреть. Зритель двадцать первого века испытает радость узнавания знакомых с детства персонажей сказок и мифов, пусть и в необычных образах, кивнёт ставшим уже привычными анимационным героям, и разглядит неосознанно предсказанные Диснеем картины, возникшие существенно позже 1940 года в разных концах земли - «Дон Кихота» Дали, «Конька-горбунка» Иванова-Вано и, конечно, «Бал» Эттора Скола.

Родившись как эксперимент над формой и содержанием, «Фантазия» стала, пожалуй, одним из самых живых мультфильмов студии «Дисней», воплотив в себе саму суть идеи анимации. Это движение, метаморфозы, постоянная трансформация. Это игра как способ существования - в мире свободном и просторном, где ещё не успели угнездиться ставшие визитной карточкой современных диснеевских мультиков шаблонные персонажи с картонными улыбками и обязательными спасениями прекрасной принцессы. Это умение отпускать быстрых коней фантазии и мчаться за ними, не оглядываясь назад, способность путешествовать в страну Вообразилию и изобретать, быть ребёнком и находить вдохновение в том, что кажется таким привычным и банальным. На это способны все, но кто-то глядит на мир сквозь придуманные им же решётки, не в силах избавиться от тяжёлых оков стандартных образов, а иные одним движением смазывают карту будня, плеснувши краску из стакана. А вы смогли бы?

Rigosha

Фантазия о Великих

«Фантазия» У. Диснея.

Фантазирует каждый. У кого-то фантазии приземленные, у кого-то возвышенные. Больше всего походят на нас наши фантазии. Каждому мечта рисуется соответственно его натуре. Художники фантазируют образами, композиторы «видят» музыку. Как это не парадоксально звучит, но великие композиторы, к примеру, Скрябин, действительно видели музыку, лицезрели ее цвет (феномен называется цветомузыкой). Человеку обычному представляется одной из интереснейших загадок - как композиторы видят музыку? А как ее воспринимают слушатели, какие образы возбуждают в душе звуки «40 симфонии» Моцарта или органные композиции Баха. Величайший аниматор Уолт Дисней отчасти этому феномену посвятил свой анимационный фильм «Фантазия».

«Фантазия» - третья работа Уолта Диснея. Она коренным образом отличается от предыдущих и последующих работ господина Диснея. То есть в ней есть узнаваемые персонажи, присутствует такая знакомая диснеевская стилистика. Но мультфильм 1940 года во многом вобрал в себя авангардную стилистику. Поэтому, на мой взгляд, мультфильм «Фантазия» можно обозначить как полуавторское кино. Уолт Дисней и дирижер Леопольд Стоковски решили воспроизвести на экране фантазии, возникающие в сознании людей при прослушивании музыкальных шедевров. Мультфильм представляет собой концерт симфонического оркестра, играющего музыку великих композиторов: Бах, Чайковский, Дюк, Бетховен, Стравинский и других.

Но если бы это была простая мультипликационная иллюстрация концерта, разве было бы интересно? В самом начале ленты дирижер симфонического оркестра обозначает, что в работе Диснея будут представлены образы и истории, навеянные музыкой. Но эти образы предстанут не сразу перед зрителем. Сперва Дисней пошагово адаптирует зрителя к самому понятию «музыка» и «звук». Образно, но вместе с тем очень авангардно, Дисней с легкостью показывает как выглядит... звук арфы, трубы, всего симфонического оркестра. Для того чтобы зрителю было проще «видеть звук», Дисней по традиции очеловечивает струны, смычки и звуковые волны (эпизод со стеснительной звуковой волной).

Следующим этапом работы Диснея будут зарисовки на тему известных композиций Чайковского и Стравинского. Дисней не отходит от первичных ассоциаций, которые уже сформировало время, и под «Вальс цветов» у него порхают разноцветные листья, под «Танец феи Драже» вальсируют эльфы и феи. В этой части мультфильма он просто слегка модернизирует устоявшееся представление и образ композиции. На этом этапе можно поставить точку и придти к следующему этапу. Если в первой части музыка диктовала движение на экране, то во второй акцент ставится на историю, которую музыка подчеркивает. В этой части зрители увидят эпизоды с Микки Маусом, который двигается в такт музыке, которая, в свою очередь, задает ритм; познакомятся с эпической картиной зарождения мира.

В финальной части Дисней адаптирует балет под мультипликацию. Этот эксперимент сделан с юмором, музыка, «картинка» и танец здесь основополагающие силы - этот этап можно назвать «идеальным»: музыка и танец сочетаются друг с другом, ничто не главенствует.

И, наконец, последний номер в представлении Диснея - вольная зарисовка на тему Вальпургиевой Ночи. Ведьмы и колдуны собираются на шабаш, но с наступлением утра злые силы рассеиваются и уходят. Этот эпизод максимально кинематографичен. Закадровая музыка несет эмоциональный заряд.

Если разграничить ленту Уолта Диснея на такие этапы, то получается, что мультипликатор представил на суд зрителя музыку с разных ее сторон:
- как самобытное существо (звуковая волна, струна арфы и т. д.)
- как пищу для образов (танцующие цветы, вальсирующие эльфы)
- как подчеркивание действия (Микки Маус и его наставник колдун)
- как содружество музыки и пластики (балет бегемотиков и слонят)
- как кинематографический прием (закадровая музыка в эпизоде Шабаша Ведьм)

Vera Shurchus

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Профессиональный многоголосный LostFilm (HD Video)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.